Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Категории раздела
Ошибки начинающих [2]
Памятка колливоду [10]
Партнерство [5]
Флаг Колляндии!
Гимн Колляндии
Радио
Бесплатные смс !
Наш опрос
Какой вид дрессировки нравится?
Всего ответов: 83
Карта посещений
Страны-посетители
free counters
Статистика
Visitors
Поиск
Главная » Файлы » Советы бывалых колливодов » Ошибки начинающих

Психолог по неволе
09.11.2011, 17:26
 
Почти каждый начинающий собаковод рано или поздно задумывается о необходимости воспитания своего питомца. Кого-то этот вопрос волнует меньше - оказавшись владельцем покладистой собаки, не причиняющей практически никаких хлопот в повседневной жизни, человек не испытывает необходимости в решении проблем ее поведения. Кто-то обходится литературой, статьями и советами, которые в большом количестве можно прочесть в книгах, журналах и сети интернет. Но многие хозяева сталкиваются с тем, что самостоятельно не могут достичь желаемого результата в воспитании своего питомца и поэтому углубляются в поиск специалиста, который мог бы им помочь. В повседневных, часто раздутых до невоз­можности дискуссиях, кто же лучше: дресси­ровщик или некий мифический зоопсихолог, было сломано немало копий. Люди, ищущие «учителя» для своей собаки, собирают по крупицам информацию о дрессировочных площадках и центрах, а также отзывы тех, кто ходит туда на занятия... Все они, в первую очередь, обращают внимание на квалифика­цию человека, который проводит обучение, на то, насколько хорошо он разбирается в породных особенностях и поведении собак, какими способами и методами реализует по­ставленные задачи. Но через некоторое вре­мя, вникнув немного в особенности работы на дрессировочной площадке, новичок вдруг понимает: «Дрессировщик - это же я сам! Ведь это я держусь за поводок, именно я до­биваюсь от собаки выполнения тех или иных навыков, это я ежедневно играю и работаю с ней! И все, чего я смог добиться, работая со своей собакой, сделал я сам!» Сам, конечно, сам! Но с небольшой оговоркой - под чутким руководством инструктора, который, возмож­но, ни разу лично так и не коснулся собаки. И, оглядываясь назад, новичок с удивлением отмечает, что искал-то он «учителя» для со­баки, а нашел «учителя» для себя! Для непосвященного, начинающего дрес­сировщика, человек, стоящий в центре дрес­сировочной площадки, первое время иногда кажется занудным и очень вредным, поэтому от новичков часто можно услышать: «Вот ему просто говорить, стоит себе в центре пло­щадки и умничает, а мы тут мерзнем, гнемся, грязь месим, наклоняемся, падаем, бывает. А он требует от нас и от наших собак чего-то недостижимого и, чего греха таить, просто противоестественного! Ведь рук-то всего две, ног тоже, а нужно и лакомство вовремя дать, и поводком поправить, и игрушку выдать. Да еще и платим ему, за что? За то, что сами коря­чимся, а он только говорит-говорит...» Вместо того чтобы оценить, как замечатель­но собака садится всего лишь по пятой-шестой команде и ложится (правда, только на сухом грунте и после рывка поводка), этот человек требует игры с собакой и веселого подзыва. Говорит, что «сидеть-стоять-лежать» - это не­плохо, конечно, но далеко не самое главное в ее и без того короткой жизни. Обидно! Ведь готовишься-готовишься к приходу на площад­ку, муштруешь четвероногого, маринуешь его по несколько часов ежедневно, а этот непо­стижимый человек печально взглянет на вашу, как казалось в течение недели, кропотливую и скажет: «А почему собака такая грустная? Отчего дрожит? Почему хвостом не виляет?» И все внутри опускается, и зло берет! Ведь со­бака должна слушаться, должна подчиняться! Как может быть иначе?! Задаешь вслух эти вопросы, возмущаешься,а инструктор спрашивает: «Для чего вы за­водили собаку? Правильно, для общения. А какое может быть общение, если взаимопони­мание потеряно, если собака выполняет ваши требования из-под палки, без удовольствия? Как вы думаете, ваша собака - друг?» Каким бы хорошим не был потенциал со­баки, к каждой из них в комплекте прила­гается владелец, не всегда готовый оценить то, что заложено в генах его четвероногого питомца. Более того, не всегда способный понять, что принимает его позитивные черты за отрицательные! И наоборот, при­думывает тысячу и одно оправдание ее нежелательному поведению, которое, усу­губившись впоследствии, может причинить вред его родным и окружающим. Трудно описать, что творится в душе опыт­ного дрессировщика, когда веселого игривого щенка называют неадекватным и стремятся уменьшить его пыл путем наказаний и жест­ких пресечений. Щенка, с которым он сам на­шел бы общий язык за неделю-две, используя при этом только позитивные стимулы, лаком­ство и похвалу. Щенка с огромным спортив­ным потенциалом, но в будущем обреченного всего лишь на 15-минутные прогулки два раза в день и лежание без дела на хозяйском дива­не! Щенка, подаренного быстро наигравшим­ся с ним детям, занятым с утра до позднего вечера деловым людям, пожилым родственникам - тем, кому он, по сути своей, не нужен. А бывает, приводят собаку с ограниченными в силу разных причин возможностями, но хотят видеть ее звездой соревнований. И если во втором случае увлеченные владельцы всегда могут завести себе еще одну, более активную, темпераментную и просто здоровую собаку, которая удовлетворит их стремления, то, к сожалению, первый вариант владельцев со­ставляет 90 процентов от обращающихся за помощью к инструкторам. Дилемма состоит в том, что владелец живот­ного ставит перед инструктором определенные конкретные задачи, а инструктор, понимая, по­чему владельцу не нравится то или иное по­ведение питомца (даже если оно совершенно естественно и нормально для собаки), должен сделать так, чтобы и хозяин остался доволен, а главное, и собака при этом не пострадала. Основываясь на понимании совершенно не этологических, а скорее социальных проблем, он должен применить всю силу своего убежде­ния, чтобы добиться от владельца четвероно­гого уважительного подхода к потребностям собаки, подобрать способ обучения хозяина общению со своим питомцем. Таким образом, проводя по желанию владельца «коррекцию поведения» собаки, инструктор, на самом деле, проводит «коррекцию сознания» ее хо­зяина. В данном вопросе всегда нужно искать компромиссы, поскольку, что подходит одно­му человеку, не подходит другому в силу лич­ных убеждений и возможностей. И даже если бы сам инструктор работал с собакой иным методом, способ обучения ее владельца, с ко­торым ей жить и жить, всегда является одной из основных причин успеха или неудачи. Некоторые «особаченные» граждане, так и не справившись со своей ленью, со своими комплексами, со своими сомнениями, броса­ют это глупое, по их мнению, занятие - по­сещение дресплощадки - уже после первой-второй тренировки, надеясь, что пансион у известного дрессировщика или у своего же инструктора, наконец, решит все их пробле­мы с собакой. «Раз он такой умный и опыт­ный, вот пусть сам с моим оболтусом и ра­ботает! Запрограммирует его, как компьютер - раз и навсегда!» Да не тут-то было: вернув­шаяся с пансиона собака, как не обращала на владельца никакого внимания, так и не обращает, хотя в руках опытного специали­ста демонстрировала чудеса послушания! И остается два пути: становиться дрессиров­щиком для своей собаки или примириться с ее проблемным поведением. Те из собаководов, кто все-таки решился остаться работать на площадке, проходят трудный, но интересный путь. Вспоминая пер­вые дни, они сравнивают их с возвращением в детский садик, в ясли, даже не в школу, где воспитатели - инструкторы пытаются по ка­пельке, с большим терпением объяснить тебе, как пользоваться своими руками и ногами, как держать в руках «карандаш» - поводок... Часто возникает аналогия с тем, что попада­ешь в другую страну, с непонятным языком, который нужно обязательно выучить, чтобы найти взаимопонимание с собакой. И только инструктор, как переводчик, обучает и собаку, и ее хозяина понимать друг друга, общаться на одном языке, понятным им обоим. Среди новичков иногда оказываются люди с ограниченными возможностями, дети, ко­торым родители купили питомца, потому что они очень боятся собак, владельцы четверо­ногих, взятых с улицы или из приюта, собак, перенесших тяжелые психические травмы, - все они требуют особого, бережного под­хода. Поэтому инструктора-тренера особенно радует, когда на площадку приходят не про­сто владельцы с собаками, а перспективный тандем, который может показать хорошие ре­зультаты в спорте. Это люди дисциплинирован­ные, выбиравшие собаку сознательно, готовые работать ежедневно, задающие правильные вопросы и никогда не останавливающиеся на достигнутом. Конечно же, отличные результа­ты подготовленных им пар на Чемпионатах в разных видах дрессировки и спорта - хорошая реклама инструктору, но все же... Гораздо важ­нее - его работа с населением, формирование правильного, гуманного отношения к животным в обществе вообще. Ведь большинство владель­цев останавливается на довольно-таки среднем уровне, главное - им удается наладить контакт с собакой и впоследствии получать удовольствие от повседневной жизни с воспитанным и по­слушным питомцем, вызывающим восторг окру­жающих. И если гармония в совместной жизни с собакой у человека достигнута, инструктор знает, что работал не зря. Бывает и так, что, сумев более менее воспи­тать свою собственную собаку, а заодно и пару соседских четвероногих шалопаев, человек начинает чувствовать, что дрессировка собак - это его призвание. Поэтому он записывает­ся на курсы инструкторов-дрессировщиков. И вдруг оказывается, что работа инструктора - это далеко не просто работа с собаками! В первую очередь, это работа с дрессировщика­ми. Не секрет, что, попробовав на собствен­ном опыте, что такое общение с новичками, приходящими на площадку по необходимо­сти, не преданными дрессировке фанатично, которых приходится «включать» в работу через «не могу», многие остаются просто хо­рошими дрессировщиками, так никогда и не перейдя в разряд инструкторов. Поэтому стоит только удивляться тому, насколь­ко нужно любить собак, чтобы обучать владель­цев любить и понимать своих питомцев.
 
 
 
 
Александра Ветрова (Благодарю Елену Бортникову за идеи при написании статьи)
 Перепечатано с журнала "Ты и собака", № 1, 2010.
Категория: Ошибки начинающих | Добавил: viksa | Теги: психолог по неволе, необходимость воспитания, начинающий собаковод
Просмотров: 611 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]