Когда в семье встаёт вопрос о приобретении собаки, считается само собой разумеющимся, что впоследствии щенок обязательно вырастет умным и послушным псом, преданным всем членам двуногого семейства, нянькой для детей, помощником и закадычным другом для старших. Достаточно лишь выбрать породу с подходящими качествами и приобрести животное от достойных, породистых родителей. Большинство будущих владельцев, не заинтересованных изначально в выставочной, спортивной или рабочей карьере своей собаки, тем не менее, хотят иметь приятного компаньона, социализированного, управляемого, неназойливого и, в то же время, склонного к совместному с человеком времяпровождению. Время пролетает очень быстро, и вскоре обнаруживается, что маленький избалованный щенок превращается в обузу — он не слушается, делает то, что хочет сам, он подбирает с земли, убегает к другим собакам, к чужим незнакомым людям, и хорошо, если с добрыми намерениями. Ему становится неинтересно с теми людьми, с которыми, как предполагалось изначально, у него должен был возникнуть самый тесный контакт, самое лучшее взаимопонимание — с собственными хозяевами. Устав бороться самостоятельно, а порой натворив ещё больше бед, используя противоречивые советы из книг, журналов и интернет-форумов, владельцы, наконец, задумываются о том, что, вероятно, одной генетики недостаточно, и воспитание собаки нужно продолжать с помощью специалистов — инструкторов по дрессировке. Встречаются, рассказывают о своих проблемах, ожидая, что инструктор на первом же занятии скажет волшебное слово, предложит какое-нибудь стопроцентно действующее, чудодейственное средство, в глубине души настраиваясь даже на «строгий» или электрошоковый ошейник... А в ответ звучит совершенно неожиданная просьба: «Покажите, как вы играете со своей собакой». Зачем нужно играть со своим питомцем? И как это делать правильно? Чем отличается послушание собаки, полученное в результате использования игровых методов обучения, от послушания, выработанного на основе принуждения и подчинения животного человеку? Все эти вопросы неизменно возникают у каждого, кто начинает заниматься со своей собакой. Почему они играют? Игровое поведение характерно для многих млекопитающих и особенно развито у социальных — тех, у которых формируются сообщества, подразумевающие наличие структуры, иерархии. Именно оно позволяет этим животным легче адаптироваться ко многим условиям обитания, быстрее формировать навыки, нужные для жизни, а также сохранить в социальной структуре дружественные взаимоотношения с другими особями и поддерживать правила поведения в ней. Стаи, где новые «руководители» склонны к насилию, установлению своего положения с помощью зубов и постоянных драк, распадаются в связи с тем, что очень быстро стая из хорошо организованного «коллектива» превращается в группу разрозненных животных, находящихся в постоянном стрессе и не способных слаженно выполнять свои функции. Известно, что более сплочёнными и стабильными оказываются те стаи представителей семейства собачьих, где особи-вожаки и особи-лидеры поддерживают порядок не жёсткими способами, а с помощью игры, причём желание играть не пропадает у членов такой группы даже с возрастом, а присутствует как обязательный элемент поведения. Позитивный настрой, расположение особей друг к другу как раз и оказывается «клеем», превращающим группу особей в хорошо организованный функциональный «коллектив». Таким образом, дисциплина в стае — это не результат подчинения вожаком низших особей, держащим их в постоянном страхе по принципу: «Кто сильнее, тот и прав!» Это, в первую очередь, результат общего «договора», добровольного согласия с правилами, действующими в «коллективе». Долгое время учёными было принято считать, что игра — это не что иное, как банальный «сброс лишней энергии», во время которого животное не испытывает никаких эмоций, а просто шлифует те навыки, которые обусловлены инстинктивным поведением. Однако со временем стало ясно, что это не так. Даже понаблюдав за знакомыми собаками, любой владелец может сказать наверняка, что играющие друг с другом или даже с хозяином собаки получают массу положительных эмоций от самого процесса игры и обязательно требуют её продолжения. Стоит отметить также и тот факт, что собака — один из видов млекопитающих, склонных к межвидовой игре. Не всегда имея возможность играть с представителями своего вида, она легко включается в игры с другими животными, а также с человеком. Потребность в игре у маленького щенка порой бывает так велика, что иногда преобладает над многими другими поведенческими реакциями — бывает, что щенок предпочитает игру лакомству, забывает о туалете и приглашает к игре даже испугавший его поначалу предмет. Отсутствие игрового поведения у здорового сытого щенка всегда должно настораживать. Животные, которые играют, намного лучше обучаются и воспринимают новое, они более открыты к общению, легче адаптируются в новой для себя среде, быстрее развиваются и впоследствии всегда оказываются намного более уравновешенными, более психически устойчивыми к изменению условий. У собак разных пород, да и у отдельных представителей одной породы, любимая игра может отличаться. Легче всего понять предпочтения своего питомца можно в щенячьем возрасте. Кто-то из щенков любит трепать игрушки, кто-то — преследовать их, пока они подвижны, кто-то любит искать по дому разложенные кусочки лакомства, кто-то — играть в догонялки, а кто-то — бороться. У кого-то игрушки не заберёшь, другим — не вложишь в рот, и в этом нет ничего странного. Ведь ещё одной ошибкой было бы считать, что в игровом поведении проявляется весь комплекс действий (найти, спугнуть, догнать, схватить, бороться, победить), которые объединяют в так называемый «инстинкт добычи», поскольку врождённые взаимоотношения с возможной «добычей» у разных пород разные: что хорошо для одной породы, может для другой являться пороком, искоренявшимся многие поколения. По этой причине игровое поведение, связанное с хищническим поведением, варьирует от породы к породе. (Например, характерной особенностью большинства британских пастушьих пород — собак, у которых на протяжении многих поколений выбраковывались особи, причинявшие вред овцам, — является уступчивость и в играх с человеком, нежелание бороться за игрушку). Как их отучают играть. К сожалению, очень многие собаки, которых приводят на коррекцию поведения, настолько разуверились в своих владельцах, что не играют вообще. Максимум — с представителями своего вида. И то — только если общение с ними не запрещалось изначально. В противном случае, они игнорируют и своих собратьев, уходя от игры или даже реагируя агрессивно. И если для маленького щенка игра — это необходимая составляющая его жизни, то очень многим владельцам удаётся быстро и навсегда отучить его играть вообще. Как и когда это происходит? Щенок при встрече с владельцем радуется, прыгает на него лапами, виляет хвостом, норовит лизнуть или даже куснуть за лицо от радости? Что делает владелец — наказывает, вырабатывает у собаки навык: я пришёл — бегом прятаться на место! Удивительно, но впоследствии оказывается, что этот же человек хочет отработать некоторые элементы, скажем, дог-фризби, где собаке необходимо отталкиваться от груди, спины, бедра владельца. Но к этому моменту у собаки уже выработалось табу: ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах нельзя ставить лапы на хозяина. Собака рвёт тапочки, другие нужные в хозяйстве вещи, поначалу даже приносит их владельцу, предлагая совместную игру, — и снова грядёт наказание! Расстроенный щенок начинает брать вещи втихаря, пока хозяин отсутствует. И играет сам с собой, пока владельца нет дома или пока он не видит... С уже известным результатом. А потом почему-то оказывается, что предлагаемые игрушки неинтересны собаке, а даже если и интересны, она пытается унести их подальше, чтобы никто не отобрал. А что происходит на улице? Большинство владельцев не задумываются о том, что на улицу было бы неплохо выходить с полными лакомства и игрушек карманами. Более того, даже когда им это предлагается, они постоянно забывают. И щенку не остаётся больше ничего другого, как пытаться играть чем попало: палочками, пластиковыми бутылками, полиэтиленовыми кульками... Что следует дальше? Правильно! «Фууу!» — и резкий рывок поводка. Как максимум, владелец готов побросать щенку палочку (чтобы тот не просто бегал за ней, но приносил и обязательно отдавал ему), но что делает щенок? Хватает палку, убегает, ложится и начинает её грызть. Или рычит на владельца, пытаясь перетянуть палочку на себя, иногда в его пасть попадают и хозяйские пальцы, за что щенок бывает тут же наказан. Поэтому хозяин больше ничего ему не бросает и не пытается даже повторить попытку поиграть каким-нибудь предметом. Кстати, большинство владельцев уверены, что игрушкой для собаки может быть только фабричная резиновая или латексная игрушка (мячик на верёвочке, ёжик или гантелька), но никак не может вместо неё использоваться гораздо более привлекательный с точки зрения щенка непарный ненужный носок, кусочек картона или старая дырявая перчатка. Купленные в больших количествах игрушки дарятся собаке на всевозможные праздники, а потом лежат,пылятся по нескольку штук в каждой комнате, совершенно не привлекательные для неё. Те несколько примеров поведения, которые перечислены выше, да, действительно, не нравятся людям, но являются поведением естественным, совершенно адекватным с точки зрения собаки. Именно по этой причине большинство дрессировщиков использует его в своих нуждах и, представьте себе, с великолепным результатом! Например, апортировка необычных предметов, в том числе железных и неудобной формы, например, складного стула, стеклянной бутылки или столовой ложки, копание ям, пение под музыку, стягивание указанных предметов с полок — всё это, естественно, по команде — производит неизгладимое впечатление на зрителя. Владельцы часто удивляются, почему собакам намного интереснее друг с другом, чем с ними? Щенок на улице встречает таких же четвероногих друзей, многие из них хотят поиграть, и, сжалившись, хозяева отпускают их «побегать», если для этого есть место. А бывает, что и возле проезжей части, надеясь на то, что потом им как-нибудь удастся поймать своих развесёлых четвероногих. Более того, они оправдывают своё поведение прочитанным где-то: «Если моя собака не будет играть с другими собаками, она просто сойдёт с ума!» В это время собаки предоставлены сами себе: если не играют между собой, то вместе что-то едят с земли или на мусорнике, гоняют птиц и кошек, пристают к прохожим, гоняются за велосипедистами. Понятно, что совершенно нудный и неинтересный хозяин, пытаясь отозвать своё чадо командой «Ко мне!» и бегая за ним со страшным лицом, является в этот момент далеко не радостным явлением для собаки. И если вдруг хозяину удаётся догнать своё животное и всеми возможными и не совсем гуманными способами объяснить ему, что оно не право, он добивается выработки ещё одного навыка — никогда не подходи к владельцу, когда он гневно кричит: «Ко мне!» В конце концов, получается, что, стараясь следовать рекомендациям из книг и вырастить «нормальное» с точки зрения человека животное, отвечающее его понятиям о приемлемом поведении, среднестатистический владелец в итоге получает равнодушную ко всему, грустную, очень серьёзную, а то и непредсказуемую собаку, которой ничего не интересно по причине существования в её жизни множества запретов: «Туда не ходи, то не бери, то не нюхай, туда не смотри, и вообще, ты должна мне подчиняться!» А потом мы спрашиваем себя: «И почему же она не играет?» Послушание как игра. Случается, что на первом же занятии гордые владельцы, желая похвастаться послушанием своей собаки, показывают некоторые навыки: сидеть, лежать, стоять, даже работу на расстоянии и возвращение на место. И им действительно становится обидно, когда они получают от инструктора намного меньше похвалы, чем другие дрессировщики, у которых собака выучила только одну команду «ко мне», но выполняет её всегда, с первого раза, с желанием, подбегая галопом и заглядывая владельцу в глаза. Ведь для инструктора важно увидеть не столько то, что собака делает, сколько то, как она это делает. Видя, что собака выполняет команды медленно, неохотно, с понурой головой, инструкторы-дрессировщики говорят известную всем студентам фразу: «Забудьте всё, чему вас учили до этого». И приходится начинать с нуля. Вернее, с игры. Приходится учиться не принуждать собаку, а приглашать её к совместному приятному времяпрепровождению. Не обязательно для какой-то особой работы, а просто для того, чтобы сделать её жизнь счастливее, радостнее, полноценнее. Кстати, бывает и так, что владелец честно пытается играть с собакой, но даже по её внешнему виду понятно, что она лишь подчиняется желанию хозяина — её поведение невесёлое, хвост поджат, а глаза не сияют от радости. Она зажата и не получает никакого удовольствия от взаимодействия с человеком. Такое поведение не является игровым, как бы это ни выглядело со стороны. И найти стимул для такой собаки оказывается очень непросто, только внимательные ежедневные наблюдения могут подсказать владельцу, что нравится его питомцу, когда он раскрепощается и настроен на непринуждённое общение. Гораздо лучше, если владелец начинает играть со щенком с первых же дней его появления в доме. Учитывая предназначение породы и индивидуальные особенности собаки, легко подобрать тот вариант игры, который будет интересен ей и не доставит проблем владельцу. Для чего это нужно? Как и любое самоподкрепляющееся действие, игровое поведение доставляет животному массу положительных эмоций. Именно поэтому в дрессировке его используют не только как способ установить с владельцем максимально доверительные, позитивные взаимоотношения, но и как способ вознаградить собаку за правильное поведение. Выработка новых навыков (то есть сложных условных рефлексов) включается в игру как новый элемент и не только не вызывает у животного негатива, но и воспринимается им как новая, более сложная, а значит, и более интересная игра. Понятно, что те навыки, выполнять которые собаке нравится, будут выполняться ей с максимальным усердием и удовольствием. Поэтому не стоит думать, что игра — это несерьёзно, и невозможно с помощью игровых методов сформировать корректное поведение «настоящей рабочей собаки». Человек может никогда не ставить перед собой задачи обучить питомца сложным трюкам, но если он научился играть с ним, ловить его внимание и удерживать его с помощью игры, приносящей радость обеим сторонам, значит, он выполнил первое и самое главное условие, дающее ему преимущество перед всеми остальными начинающими дрессировщиками. Это преимущество и есть начало взаимопонимания, контакта, на котором строится идеальное послушание. И хотя «послушание» происходит от глагола «слушаться», этот термин не значит подчинение человеку, это послушание иного характера, проистекающее из взаимодействия владельца и его собаки, основанного на интересе собаки в совместной деятельности и на полном доверии к своему хозяину. Оксана Шохалевич, инструктор-дрессировщик Киевского городского отделения Украинской федерации спорта с собаками Перепечатано из журнала "Ты и собака", № 5-6, 2009.
|