Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Категории раздела
Воспитательная подготовка щенка до 10 месяцев [9]
Флаг Колляндии!
Гимн Колляндии
Радио
Бесплатные смс !
Наш опрос
Какой вид дрессировки нравится?
Всего ответов: 83
Карта посещений
Страны-посетители
free counters
Статистика
Visitors
Поиск
Главная » Файлы » Воспитательная подготовка » Воспитательная подготовка щенка до 10 месяцев

Игра - залог взаимопонимания
09.11.2011, 21:35
Когда в семье встаёт вопрос о приобретении собаки, считается само собой разумеющимся, что впоследствии щенок обязательно вырастет умным и послушным псом, преданным всем членам двуногого семейства, нянькой для детей, помощником и закадычным другом для старших. Достаточно лишь выбрать породу с подходящими качествами и приобрести животное от достойных, породистых родителей. Большинство будущих владельцев, не заинтересованных изначально в выставочной, спортивной или рабочей карьере своей собаки, тем не менее, хотят иметь приятного компаньона, социализированного, управляемого, неназойливого и, в то же время, склонного к совместному с человеком времяпровождению. Время пролетает очень быстро, и вскоре обнаруживается, что маленький избалованный щенок превращается в обузу — он не слушается, делает то, что хочет сам, он подбирает с земли, убегает к другим собакам, к чужим незнакомым людям, и хорошо, если с добрыми намерениями. Ему становится неинтересно с теми людьми, с которыми, как предполагалось изначально, у него должен был возникнуть самый тесный контакт, самое лучшее взаимопонимание — с собственными хозяевами. Устав бороться самостоятельно, а по­рой натворив ещё больше бед, используя противоречивые советы из книг, журна­лов и интернет-форумов, владельцы, на­конец, задумываются о том, что, вероятно, одной генетики недостаточно, и воспита­ние собаки нужно продолжать с помощью специалистов — инструкторов по дрес­сировке. Встречаются, рассказывают о своих проблемах, ожидая, что инструктор на первом же занятии скажет волшебное слово, предложит какое-нибудь стопро­центно действующее, чудодейственное средство, в глубине души настраиваясь даже на «строгий» или электрошоковый ошейник... А в ответ звучит совершенно неожиданная просьба: «Покажите, как вы играете со своей собакой». Зачем нужно играть со своим питомцем? И как это делать правильно? Чем отлича­ется послушание собаки, полученное в ре­зультате использования игровых методов обучения, от послушания, выработанного на основе принуждения и подчинения жи­вотного человеку? Все эти вопросы неиз­менно возникают у каждого, кто начинает заниматься со своей собакой. Почему они играют? Игровое поведение характерно для многих млекопитающих и особенно развито у соци­альных — тех, у которых формируются со­общества, подразумевающие наличие струк­туры, иерархии. Именно оно позволяет этим животным легче адаптироваться ко многим условиям обитания, быстрее формировать навыки, нужные для жизни, а также сохра­нить в социальной структуре дружествен­ные взаимоотношения с другими особями и поддерживать правила поведения в ней. Стаи, где новые «руководители» склонны к насилию, установлению своего положения с помощью зубов и постоянных драк, распа­даются в связи с тем, что очень быстро стая из хорошо организованного «коллектива» превращается в группу разрозненных жи­вотных, находящихся в постоянном стрессе и не способных слаженно выполнять свои функции. Известно, что более сплочёнными и стабильными оказываются те стаи пред­ставителей семейства собачьих, где особи-вожаки и особи-лидеры поддерживают по­рядок не жёсткими способами, а с помощью игры, причём желание играть не пропадает у членов такой группы даже с возрастом, а присутствует как обязательный элемент по­ведения. Позитивный настрой, расположе­ние особей друг к другу как раз и оказыва­ется «клеем», превращающим группу особей в хорошо организованный функциональный «коллектив». Таким образом, дисциплина в стае — это не результат подчинения вожа­ком низших особей, держащим их в постоян­ном страхе по принципу: «Кто сильнее, тот и прав!» Это, в первую очередь, результат об­щего «договора», добровольного согласия с правилами, действующими в «коллективе». Долгое время учёными было принято счи­тать, что игра — это не что иное, как ба­нальный «сброс лишней энергии», во время которого животное не испытывает никаких эмоций, а просто шлифует те навыки, которые обусловлены инстинктивным поведением. Однако со временем стало ясно, что это не так. Даже понаблюдав за знакомыми собака­ми, любой владелец может сказать наверняка, что играющие друг с другом или даже с хозя­ином собаки получают массу положительных эмоций от самого процесса игры и обязатель­но требуют её продолжения. Стоит отметить также и тот факт, что соба­ка — один из видов млекопитающих, склонных к межвидовой игре. Не всегда имея возможность играть с представителями своего вида, она легко включается в игры с другими животными, а также с человеком. Потребность в игре у маленького щенка по­рой бывает так велика, что иногда преобла­дает над многими другими поведенческими реакциями — бывает, что щенок предпо­читает игру лакомству, забывает о туалете и приглашает к игре даже испугавший его поначалу предмет. Отсутствие игрового по­ведения у здорового сытого щенка всегда должно настораживать. Животные, кото­рые играют, намного лучше обучаются и воспринимают новое, они более открыты к общению, легче адаптируются в новой для себя среде, быстрее развиваются и впо­следствии всегда оказываются намного бо­лее уравновешенными, более психически устойчивыми к изменению условий. У собак разных пород, да и у отдельных представителей одной породы, любимая игра может отличаться. Легче всего понять предпочтения своего питомца можно в ще­нячьем возрасте. Кто-то из щенков любит трепать игрушки, кто-то — преследовать их, пока они подвижны, кто-то любит искать по дому разложенные кусочки лакомства, кто-то — играть в догонялки, а кто-то — бороться. У кого-то игрушки не заберёшь, другим — не вложишь в рот, и в этом нет ничего странного. Ведь ещё одной ошибкой было бы считать, что в игровом поведении проявляется весь комплекс действий (най­ти, спугнуть, догнать, схватить, бороться, победить), которые объединяют в так на­зываемый «инстинкт добычи», поскольку врождённые взаимоотношения с возмож­ной «добычей» у разных пород разные: что хорошо для одной породы, может для другой являться пороком, искоренявшимся многие поколения. По этой причине игровое пове­дение, связанное с хищническим поведени­ем, варьирует от породы к породе. (Например, характерной особенностью большинства британских пастушьих пород — собак, у которых на протяжении многих поколений выбраковывались особи, при­чинявшие вред овцам, — является уступ­чивость и в играх с человеком, нежелание бороться за игрушку). Как их отучают играть. К сожалению, очень многие собаки, ко­торых приводят на коррекцию поведения, настолько разуверились в своих владель­цах, что не играют вообще. Максимум — с представителями своего вида. И то — только если общение с ними не запре­щалось изначально. В противном случае, они игнорируют и своих собратьев, уходя от игры или даже реагируя агрессивно. И если для маленького щенка игра — это необходимая составляющая его жизни, то очень многим владельцам удаётся быстро и навсегда отучить его играть вообще. Как и когда это происходит? Щенок при встрече с владельцем раду­ется, прыгает на него лапами, виляет хво­стом, норовит лизнуть или даже куснуть за лицо от радости? Что делает владелец — наказывает, вырабатывает у собаки навык: я пришёл — бегом прятаться на место! Удивительно, но впоследствии оказывает­ся, что этот же человек хочет отработать некоторые элементы, скажем, дог-фризби, где собаке необходимо отталкиваться от груди, спины, бедра владельца. Но к этому моменту у собаки уже выработалось табу: ни в коем случае, ни при каких обстоятель­ствах нельзя ставить лапы на хозяина. Собака рвёт тапочки, другие нужные в хозяйстве вещи, поначалу даже приносит их владельцу, предлагая совместную игру, — и снова грядёт наказание! Расстроен­ный щенок начинает брать вещи втихаря, пока хозяин отсутствует. И играет сам с со­бой, пока владельца нет дома или пока он не видит... С уже известным результатом. А потом почему-то оказывается, что пред­лагаемые игрушки неинтересны собаке, а даже если и интересны, она пытается уне­сти их подальше, чтобы никто не отобрал. А что происходит на улице? Большинство владельцев не задумываются о том, что на улицу было бы неплохо выходить с полны­ми лакомства и игрушек карманами. Более того, даже когда им это предлагается, они постоянно забывают. И щенку не остаётся больше ничего другого, как пытаться играть чем попало: палочками, пластико­выми бутылками, полиэтиленовыми куль­ками... Что следует дальше? Правильно! «Фууу!» — и резкий рывок поводка. Как максимум, владелец готов побросать щенку палочку (чтобы тот не просто бегал за ней, но приносил и обязательно отдавал ему), но что делает щенок? Хватает палку, убегает, ложится и начинает её грызть. Или рычит на владельца, пытаясь перетянуть палочку на себя, иногда в его пасть попадают и хо­зяйские пальцы, за что щенок бывает тут же наказан. Поэтому хозяин больше ничего ему не бросает и не пытается даже повторить по­пытку поиграть каким-нибудь предметом. Кстати, большинство владельцев увере­ны, что игрушкой для собаки может быть только фабричная резиновая или латексная игрушка (мячик на верёвочке, ёжик или гантелька), но никак не может вме­сто неё использоваться гораздо более привлекательный с точки зрения щенка непарный ненужный носок, кусочек кар­тона или старая дырявая перчатка. Ку­пленные в больших количествах игрушки дарятся собаке на всевозможные празд­ники, а потом лежат,пылятся по несколь­ку штук в каждой комнате, совершенно не привлекательные для неё. Те несколько примеров поведения, кото­рые перечислены выше, да, действительно, не нравятся людям, но являются поведением естественным, совершенно адекватным с точки зрения собаки. Именно по этой причине большинство дрессировщиков ис­пользует его в своих нуждах и, представьте себе, с великолепным результатом! Напри­мер, апортировка необычных предметов, в том числе железных и неудобной формы, например, складного стула, стеклянной бутылки или столовой ложки, копание ям, пение под музыку, стягивание указанных предметов с полок — всё это, естествен­но, по команде — производит неизглади­мое впечатление на зрителя. Владельцы часто удивляются, почему со­бакам намного интереснее друг с другом, чем с ними? Щенок на улице встречает таких же четвероногих друзей, многие из них хотят поиграть, и, сжалившись, хозяе­ва отпускают их «побегать», если для этого есть место. А бывает, что и возле проез­жей части, надеясь на то, что потом им как-нибудь удастся поймать своих развесёлых четвероногих. Более того, они оправдыва­ют своё поведение прочитанным где-то: «Если моя собака не будет играть с други­ми собаками, она просто сойдёт с ума!» В это время собаки предоставлены сами себе: если не играют между собой, то вместе что-то едят с земли или на мусорнике, гоняют птиц и кошек, пристают к прохожим, гоня­ются за велосипедистами. Понятно, что со­вершенно нудный и неинтересный хозяин, пытаясь отозвать своё чадо командой «Ко мне!» и бегая за ним со страшным лицом, является в этот момент далеко не радост­ным явлением для собаки. И если вдруг хозяину удаётся догнать своё животное и всеми возможными и не совсем гуманными способами объяснить ему, что оно не право, он добивается выработки ещё одного навы­ка — никогда не подходи к владельцу, когда он гневно кричит: «Ко мне!» В конце концов, получается, что, стара­ясь следовать рекомендациям из книг и вырастить «нормальное» с точки зрения человека животное, отвечающее его понятиям о приемлемом поведении, средне­статистический владелец в итоге получает равнодушную ко всему, грустную, очень серьёзную, а то и непредсказуемую соба­ку, которой ничего не интересно по при­чине существования в её жизни множества запретов: «Туда не ходи, то не бери, то не нюхай, туда не смотри, и вообще, ты долж­на мне подчиняться!» А потом мы спраши­ваем себя: «И почему же она не играет?»
 
Послушание как игра.
 
 Случается, что на первом же занятии гордые владельцы, желая похвастаться послуша­нием своей собаки, показывают некоторые навыки: сидеть, лежать, стоять, даже работу на расстоянии и возвращение на место. И им действительно становится обидно, когда они получают от инструктора намного меньше похвалы, чем другие дрессировщики, у ко­торых собака выучила только одну команду «ко мне», но выполняет её всегда, с первого раза, с желанием, подбегая галопом и загля­дывая владельцу в глаза. Ведь для инструк­тора важно увидеть не столько то, что собака делает, сколько то, как она это делает. Видя, что собака выполняет команды медленно, неохотно, с понурой головой, инструкторы-дрессировщики говорят известную всем сту­дентам фразу: «Забудьте всё, чему вас учили до этого». И приходится начинать с нуля. Вернее, с игры. Приходится учиться не при­нуждать собаку, а приглашать её к совмест­ному приятному времяпрепровождению. Не обязательно для какой-то особой работы, а просто для того, чтобы сделать её жизнь счастливее, радостнее, полноценнее. Кстати, бывает и так, что владелец честно пы­тается играть с собакой, но даже по её внеш­нему виду понятно, что она лишь подчиняется желанию хозяина — её поведение невесёлое, хвост поджат, а глаза не сияют от радости. Она зажата и не получает никакого удовольствия от взаимодействия с человеком. Такое пове­дение не является игровым, как бы это ни вы­глядело со стороны. И найти стимул для такой собаки оказывается очень непросто, только внимательные ежедневные наблюдения могут подсказать владельцу, что нравится его питом­цу, когда он раскрепощается и настроен на не­принуждённое общение. Гораздо лучше, если владелец начинает играть со щенком с первых же дней его появ­ления в доме. Учитывая предназначение по­роды и индивидуальные особенности собаки, легко подобрать тот вариант игры, который будет интересен ей и не доставит проблем владельцу. Для чего это нужно? Как и лю­бое самоподкрепляющееся действие, игро­вое поведение доставляет животному массу положительных эмоций. Именно поэтому в дрессировке его используют не только как способ установить с владельцем максималь­но доверительные, позитивные взаимоотношения, но и как способ вознаградить собаку за правильное поведение. Выработка новых навыков (то есть сложных условных рефлек­сов) включается в игру как новый элемент и не только не вызывает у животного негати­ва, но и воспринимается им как новая, более сложная, а значит, и более интересная игра. Понятно, что те навыки, выполнять которые собаке нравится, будут выполняться ей с максимальным усердием и удовольствием. Поэтому не стоит думать, что игра — это не­серьёзно, и невозможно с помощью игровых методов сформировать корректное поведе­ние «настоящей рабочей собаки». Человек может никогда не ставить перед собой задачи обучить питомца сложным трюкам, но если он научился играть с ним, ловить его внимание и удерживать его с по­мощью игры, приносящей радость обеим сторонам, значит, он выполнил первое и са­мое главное условие, дающее ему преимуще­ство перед всеми остальными начинающими дрессировщиками. Это преимущество и есть начало взаимопонимания, контакта, на кото­ром строится идеальное послушание. И хотя «послушание» происходит от глагола «слу­шаться», этот термин не значит подчинение человеку, это послушание иного характера, проистекающее из взаимодействия владель­ца и его собаки, основанного на интересе со­баки в совместной деятельности и на полном доверии к своему хозяину.
 
 
 
Оксана Шохалевич, инструктор-дрессировщик Киевского городского отделения Украинской федерации спорта с собаками Перепечатано из журнала "Ты и собака", № 5-6, 2009. 
Категория: Воспитательная подготовка щенка до 10 месяцев | Добавил: viksa | Теги: Игра - залог взаимопонимания, Послушание как игра
Просмотров: 632 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]